Владельцы водительских удостоверений категорий A, B, C и D теперь могут управлять квадроциклами и снегоходами — для этого больше не требуется удостоверение тракториста-машиниста. Эти изменения вступили в силу в понедельник, когда закон был подписан президентом Владимиром Путиным. Мотоциклисты могут управлять спецтехникой без ограничений, в то время как водители автомобилей, грузовиков и автобусов должны иметь договор аренды, прошедший инструктаж, и использовать технику на ограниченной территории.
Теперь за руль снегохода могут сесть не только те, у кого есть права тракториста.
Фото: Андрей Коршунов, Коммерсантъ
Министр экономики Максим Решетников в конце ноября анонсировал разработку законопроекта, который позволяет владельцам легковых автомобилей и мотоциклов управлять квадроциклами и снегоходами. Ранее для управления такой техникой требовалось удостоверение тракториста-машиниста, выдаваемое Минсельхозом через Гостехнадзор. Теперь это необязательно (действующие удостоверения остаются действительными, но при желании их можно заменить): в понедельник были опубликованы поправки к законам «О безопасности дорожного движения» и «О самоходных машинах и других видах техники», которые немедленно вступили в силу.
Граждане с категорией прав A или подкатегорией B1 (для квадрициклов и трициклов с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа) теперь могут управлять квадроциклами и снегоходами без ограничений. Квадроциклы и квадрициклы рассматриваются как разные категории транспортных средств, последние представляют собой багги с открытым салоном.
Владельцы водительских прав B, C или D тоже могут управлять снегоходами и квадроциклами, однако с определенными ограничениями.
Для этого необходимо заключение договора аренды (проката), предоставляющего гражданину временное управление самоходной машиной. Обязательным условием является прохождение инструктажа по управлению и обеспечение безопасной эксплуатации. Правительство в будущем разработает правила заключения и исполнения таких договоров, что можно судить по тексту поправок. Ограничения, как указывает «Ъ», связаны с тем, что водители транспортных средств с автомобильной посадкой и рулем не имеют навыков вождения транспорта с мотоциклетной посадкой.
Нарушение новых правил (а также вождение без соответствующих документов) влечет за собой санкции в соответствии со статьей 9.3 КоАП: лишение прав на срок до шести месяцев или наложение штрафа в размере от 500 до 1000 рублей.
По данным Минсельхоза, в 2022 году органами Гостехнадзора было выдано 54 тысячи удостоверений категории АI (снегоходы и квадроциклы). На ноябрь 2025 года было зарегистрировано 281 тысяча единиц техники категории АI. По данным ГИБДД за 2022 год (данные за 2025 год еще не опубликованы), категорию А получили 59,5 тысяч граждан, B — 1,1 миллиона, B1 — 2,5 тысячи, C — 120 тысяч, D — 32,6 тысячи.
В сентябре 2022 года губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев выступил с инициативой упростить доступ граждан к спецтехнике, что, по его словам, способствует развитию снегоходной индустрии в России. Он привел данные о экономическом эффекте этой отрасли в США ($26 млрд) и Канаде ($7 млрд). Идею поддержал президент Владимир Путин, после чего МВД, Минэкономики и Минсельхоз приступили к разработке поправок.
По информации «Ъ», на заседании обсуждалось разрешение водить снегоходы и квадроциклы обладателям водительских прав категорий B, C и D, если транспортное средство не превышает 3,5 тонн и вмещает не более восьми человек в салоне (техника категории A2).
Однако данную идею пока отложили на будущее.
«Упрощение доступа к управлению снегоходами играет ключевую роль в развитии зимних туристических центров», — отметил Владимир Трач, директор департамента реализации проектов в сфере туризма Минэкономики. «Эта мера позволит туристам насыщенно проводить время на отдыхе, а турбизнесу создавать увлекательные маршруты, экскурсии и прогулки по природным достопримечательностям, доступным только на снегоходах». Илья Уманский, глава Ассоциации туриндустрии России, добавил, что законопроект выводит существующий сегмент рынка в легальное поле, расширяя возможности для отдыха.
Как разрабатывалась инициатива по управлению снегоходами и квадроциклами
Закон, который вступил в силу, не обсуждался публично. 11 декабря в базе Госдумы появились поправки к закону «О государственном контроле и муниципальном контроле», касающиеся снегоходов и квадроциклов, которые внесла группа депутатов и сенаторов. Закон был принят в Госдуме 15 декабря и одобрен Советом федерации 21 декабря.
С 1 января регионы начнут действовать по новым тарифам на техосмотр автомобилей, утвержденным Федеральной антимонопольной службой. В частности, в Оренбургской области цена техосмотра для легковых автомобилей увеличится с 913 до 1022 рублей. В других регионах тарифы также поднимутся: в
Процедура регистрации тракторов напоминает оформление легковых автомобилей: нужно собрать документы, оформить ОСАГО и уплатить госпошлину. Тем не менее, есть и свои особенности. Подробнее расскажу о процедуре.
Где регистрируют сельскохозяйственную технику
В отличие от легковых автомобилей регистрацией и снятием с учета тракторов занимается не ГИБДД, а Гостехнадзор.
С момента заключения договора купли-продажи на регистрацию дают 10 дней. За просрочку взимается штраф — от 1500 до 2000 ₽. Однако трактор зарегистрируют в любом случае.
Трактор можно поставить на учет в регионе регистрации владельца. Например, если вы из Брянска, то номера будут брянскими, даже если регистрируетесь в Москве.
Для временной регистрации трактора в другом регионе без постановки на учет необходимо получить транзитные номера в Гостехнадзоре.
Какие документы нужны для регистрации
Для регистрации трактора потребуются следующие документы:
- Заявление с отметкой о техосмотре.
- Ваш паспорт.
- Договор купли-продажи.
- Паспорт самоходной машины (ПСМ), аналог ПТС.
- ОСАГО, которое нужно оформить до регистрации, если трактор развивает скорость более 20 км/ч.
- Квитанция об уплате госпошлины.
Документы можно подать лично в Гостехнадзор или через госуслуги.
Информацию о страховке ОСАГО вносят в электронную базу, поэтому показывать полис при регистрации не требуется.
Госпошлина для регистрации трактора аналогична автомобильной: за выдачу номеров — 1500 ₽, за изменения в ПТС — 350 ₽, за СТС — 500 ₽. Номера предыдущего владельца необходимо заменить новыми.
Регистрационные расходы составят 2350 ₽, через госуслуги — 1645 ₽. Квитанцию показывать не нужно.
Как проходит процедура регистрации
Процесс регистрации трактора аналогичен оформлению автомобиля. Необходимо явиться в Гостехнадзор с документами в назначенное время. Инспектор проведет осмотр трактора и проверит его характеристики по ПСМ.
Отметка о техосмотре действительна 30 дней. Если не успеть зарегистрировать трактор в этот срок, придется проходить осмотр заново.
Осмотр можно пройти как на площадке Гостехнадзора, так и на месте у владельца, если трактор не предназначен для движения по общественным дорогам (например, гусеничные тракторы).
После успешного осмотра необходимо подать документы на регистрацию. При положительном исходе выдадут паспорт техники и новые номерные знаки. СТС пришлют в электронном виде, можно заказать и бумажную версию.
Если оформление автомобиля занимает несколько часов, то трактора — больше. Гостехнадзор рассматривает заявления за пять рабочих дней, проведение осмотра занимает 10 дней, а выдача СТС — еще 2 дня. Итак, регистрация трактора может занять до 17 дней.
Какие документы нужны для движения на тракторе по дорогам общего пользования?
Вот список необходимых документов, без которых нельзя выезжать на тракторе:
- Права тракториста-машиниста категории С.
- Полис ОСАГО.
- Свидетельство о регистрации трактора в Гостехнадзоре.
Отсутствие этих документов может привести к штрафам со стороны ГИБДД. Например, за вождение трактора без правильной категории прав штраф составляет от 5000 до 15 000 ₽, а если права есть, но их нет при себе — 500 ₽.
Если у вас есть вопросы, спрашивайте — эксперты ответят!
Нужно ли иметь права тракториста-машиниста категории С для конкретного трактора, указанного в вопросе.
Однако на практике для управления самоходными машинами часто достаточно просто удостоверения тракториста-машиниста, а нужная категория зависит от типа и/или мощности машины. Например, удостоверение требуется даже для вождения квадроцикла, так как он де-юре также считается трактором (категории AI).
Олейник, квадроцикл не трактор, а мотовездеход. УТМ выдают и водителям погрузчиков и аэропортовых автобусов, но назвать их тракторами сложно.
Отличия между приказами 807 и 679
Приказы 807 и 679 представляют дополнение к Правилам допуска к управлению самоходными машинами и выдаче удостоверений тракториста-машиниста. Они регулируют вопросы, возникающие при обращении трактористов в гостехнадзор.
Приказ 807, представляющий собой старый документ, значительно повторял текст Правил допуска. В отличие от него, приказ 679 (новый) исключил подобные повторения, содержа только уникальную информацию.
Количество страниц в новом приказе сократилось благодаря удалению дублирующих пунктов до 16 листов формата А4, в то время как старый приказ состоял из 24.
Оставшиеся пункты в обоих приказах в значительной степени совпадают, однако имеются и некоторые интересные различия, которые будут рассмотрены далее.
Сдача экзаменов на определенные категории
Пункт 8 нового приказа вводит важное нововведение:
8. Кандидат обязан сдавать практический экзамен на самоходной машине той категории, на которую было получено обучение.
Если кандидат имеет квалификацию для нескольких категорий, он может выбрать сдать экзамены лишь на определенное число из них, на основании заявления.
Этот пункт включает два важных новшества:
1. Если кандидат проходил обучение на несколько категорий и начал сдавать экзамены, ему не обязательно сдавать их все сразу. В случае неуспешного сдачи практического экзамена по одной из категорий, он может временно отказаться от нее и получить удостоверение только на те категории, которые успешно сданы.
Что касается оставшихся категорий, на них экзамены можно сдать в любое время.
2. Если кандидат еще не начал сдавать экзамены, он может выбрать только нужные категории для начала. Остальные можно сдать позднее.
Примечание: Ранее такие правила не применялись ни в законодательстве для трактористов, ни для водителей, хотя на практике использовались подобные схемы.
Освобождение от экзамена по ПДД для лиц с водительскими удостоверениями
Пункт 26 устанавливает, что лица с водительским удостоверением или удостоверением механика-водителя Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации освобождаются от сдачи экзамена по ПДД.
7. Кандидаты с действующим российским водительским удостоверением категорий «B», «C», «D» или удостоверением механика-вод
Если водитель не имеет любого из указанных выше категорий, ему необходимо будет пересдать теоретический экзамен. Это касается лиц, обладающих следующими видами водительских удостоверений: