В процессе налоговой проверки существуют значительные различия в методах проведения проверок в зависимости от того, проводится ли проверка на месте или путем изучения документации. Выездные проверки предполагают физический осмотр места нахождения налогоплательщика, в ходе которого должностные лица собирают данные, оценивают активы и проверяют информацию различными способами, включая опрос лиц, присутствующих на месте. С другой стороны, камеральные проверки основаны главным образом на изучении представленных документов, отчетов и электронных данных, зачастую без непосредственного взаимодействия с налогоплательщиком или посещения его помещений.
В случае выездной проверки налоговые органы посещают территорию налогоплательщика, чтобы оценить правильность представленной информации путем непосредственного осмотра активов и проведения интервью с соответствующими лицами. Они также могут изучить вещественные доказательства, чтобы подтвердить, что цифры в отчетах соответствуют реальному положению дел. Этот процесс часто приводит к созданию подробных отчетов о проверке, которые включают не только выводы, но и действия, которые власти планируют предпринять в случае несоответствий.
Камеральные проверки, напротив, проводятся в офисах органов власти и предполагают тщательное изучение представленных документов, деклараций и записей. Физического присутствия по месту нахождения налогоплательщика не требуется, а все оценки делаются на основании точности и последовательности предоставленных документов. Результат проверки обычно включает в себя краткое изложение выводов, исправления или требования о предоставлении дополнительной информации в зависимости от качества представленных материалов.
Хотя оба подхода направлены на обеспечение выполнения налоговых обязательств в полном объеме, они существенно различаются по объему, процедуре и воздействию на налогоплательщика. Основное различие заключается в физическом присутствии налоговых органов и способе проверки соблюдения требований. В ходе выездных проверок сотрудники налоговых органов непосредственно наблюдают за операциями и записями, в то время как камеральные проверки в основном основываются на документах и данных, представленных налогоплательщиком, без взаимодействия на месте.
Осмотр территории в ходе проверок

Осмотр помещений — важнейшая часть аудиторских проверок, особенно при оценке правильности ведения налогового учета и деятельности. В ходе таких процедур важно обеспечить тщательный осмотр территории уполномоченными должностными лицами, которые отвечают за составление отчетов, основанных на фактических результатах.
Все лица, присутствующие на территории, должны сотрудничать и предоставлять аудиторам свободный доступ к участкам, имеющим отношение к проверке. Если будут замечены какие-либо несоответствия или нарушения, они должны быть четко задокументированы в официальных отчетах, которые станут частью окончательного акта проверки.
В процессе проверки аудиторы должны следить за тем, чтобы проверка проводилась систематически, проверяя как внутренние, так и внешние области. Любые выводы должны быть включены в акт и могут служить доказательством для дальнейших расследований или исправлений. В случаях, когда требуются дополнительные разъяснения, можно повторно посетить территорию или опросить дополнительных лиц.
Итоговые результаты проверки должны быть подробными, отражающими всесторонний осмотр помещений и фиксирующими все критические замечания. Кроме того, акт должен содержать конкретные сведения о том, что именно проверялось, кто при этом присутствовал и какие выводы были сделаны в процессе.
Подготовка актов по результатам налоговых проверок
При составлении актов по результатам налоговых проверок крайне важно обеспечить тщательное документирование всех действий и решений. В акте должны быть точно отражены выводы, сделанные с учетом изучения территории и документов налогоплательщика. Ответственные должностные лица должны составлять такие акты в строгом соответствии с законом, четко указывая все нарушения и несоответствия. Необходимо отметить, была ли проверка выездной или камеральной, так как это влияет на структуру и содержание итогового отчета.
Ключевые элементы закона
В процессе составления отчета должны быть включены следующие компоненты: идентификация инспектирующего органа, имена лиц, участвовавших в процессе, подробное описание действий, предпринятых в ходе инспекции, выводы по результатам проверки документов и краткое изложение любых выявленных нарушений или несоответствий. Кроме того, если проводилась инспекция на месте, в акте должно быть документально зафиксировано физическое обследование помещений и активов, если это применимо. В акте также должны быть указаны дата, время и место проведения проверки, а также шаги, предпринятые для проверки соблюдения налогоплательщиком действующих правил.
Доработка и передача акта
Доработанный акт должен быть представлен налогоплательщику или его представителю, чтобы у них была возможность ознакомиться с ним и дать ответ. Если налогоплательщик оспаривает какие-либо выводы, это должно быть отражено в акте. Акт должен быть подписан уполномоченными должностными лицами, участвовавшими в проверке, с предоставлением копий всем заинтересованным сторонам. После подписания акт становится официальным документом, который может быть использован в дальнейших судебных или административных разбирательствах.