Консультативный совет СК России по делам несовершеннолетних и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Согласно статье 56 СК РФ, ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, которая осуществляется в соответствии с законом. Эта защита предоставляется родителями (или их заменяющими лицами), а также органами опеки и попечительства, прокурором и судом, согласно установленным в законе случаям.

Например, несовершеннолетний, достигший 14 лет, имеет право обращаться в суд в случае нарушения его прав родителями:

  • на жизнь и воспитание в семье (ст. 54 СК РФ)
  • на уважение его человеческого достоинства (ст. 54 СК РФ)
  • на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ)
  • на выражение своего мнения (ст. 57 СК РФ)
  • и другие.

К участникам процесса защиты прав ребенка относятся:

  • родители (или один из них)
  • опекуны, попечители, приемные родители, усыновители и другие лица, заменяющие родителей
  • органы опеки и попечительства
  • прокурор
  • Уполномоченный по правам ребенка
  • и другие, предусмотренные законом РФ.

Полномочия указанных лиц различаются в зависимости от законодательных норм и условий их деятельности.

Например, родители и усыновители обладают наиболее широкими полномочиями по защите прав ребенка, в то время как опекуны и попечители действуют в рамках своих прав и обязанностей, установленных законом.

Все упомянутые лица и органы выполняют свои функции в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Однако в случае нарушения прав ребенка самими родителями, усыновителями, либо опекунами или попечителями, обязанность по их защите возлагается в первую очередь на органы опеки и попечительства, а также на прокурора, которые обязаны защищать права ребенка, в том числе в судебном порядке:

  • в случае необходимости получения алиментов с родителей или попечителей в случае их отказа от содержания ребенка
  • при нарушении имущественных прав несовершеннолетних и изменении их жилищных условий
  • при нарушении прав сирот и усыновленных детей
  • при нарушении прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
  • при нарушении неимущественных прав несовершеннолетних, таких как право на образование, изменение фамилии и имени, общение с обоими родителями после развода и другие

Важно отметить, что органы опеки и попечительства обязаны контролировать действия родителей, опекунов и попечителей по отношению к имущественным правам детей.

Существуют определенные виды сделок, для заключения которых требуется согласие органов опеки и попечительства (согласно ст. 53 ГК РФ и ст. 121 СК РФ):

  • отчуждение недвижимости, в которой доля принадлежит ребенку
  • изменение жилищных условий ребенка
  • залог недвижимости, которая принадлежит ребенку
  • аренда или сдача в наем жилья, принадлежащего несовершеннолетнему
  • отказ от наследства, принадлежащего несовершеннолетнему
  • купля-продажа имущества, принадлежащего ребенку-сироте
  • купля-продажа недвижимости, в которой доля принадлежит ребенку-инвалиду или ребенку с ограниченными возможностями здоровья
  • другие действия, связанные с уменьшением имущества несовершеннолетнего

Нарушение процедуры получения разрешения от органов опеки и попечительства или игнорирование их мнения со стороны родителей, опекунов или попечителей дает право указанным органам или прокурору обратиться в суд с требованием о признании таких сделок недействительными и осуществлении реституции, т.е. возврата имущества несовершеннолетнему.

Органы опеки и попечительства а также прокурор имеют право подавать в суд иски о лишении родительских прав, об ограничении этих прав и о взыскании алиментов на детей. Иск подается органом опеки и попечительства в судебном порядке.

Прокуроры и органы опеки и попечительства также обязаны участвовать в рассмотрении следующих дел судами, для защиты законных прав и интересов детей:

В соответствии с действующим законодательством деятельность подразделений по делам несовершеннолетних строится на принципах законности, демократизма и гуманного обращения с несовершеннолетними. Она направлена на поддержку семей и сотрудничество с ними, а также на индивидуальный подход к профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Важным аспектом является обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Советуем прочитать:  Телефон горячей линии Магнит - Контакты и поддержка покупателей

Согласно Семейному кодексу Российской Федерации родители обладают приоритетом в воспитании детей, однако их права не могут противоречить интересам ребенка. При осуществлении родительских функций они обязаны избегать нанесения вреда физическому и психическому здоровью детей, их моральному развитию. Способы воспитания должны исключать жестокое, унизительное обращение и эксплуатацию детей (см. статьи 63 и 65 СК РФ).

В исключительных случаях, когда жизнь ребенка или его здоровье находятся под угрозой, органы опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у его родителей или других лиц, на попечении которых он находится. Это право предоставлено статьей 77 СК РФ и может быть осуществлено на основании акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главы муниципального образования, если законом субъекта РФ предусмотрено возложение полномочий по опеке и попечительству на органы местного самоуправления.

Согласно статьям 13 и 21 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», сотрудники органов полиции вправе вмешаться в семьи, находящиеся в социально опасном положении. Они могут оценить ситуацию и в случае необходимости доставить ребенка в отделение полиции, составить акт о помещении его в специализированное учреждение или о безнадзорности, если выявлены факты жестокого обращения и угрозы жизни и здоровью ребенка.

Разъясняет прокуратура Кировского района г. Хабаровска

  • Вконтакте

Прокуратура
Хабаровского края

Полномочия подразделения по делам несовершеннолетних при отобрании детей

В особых случаях, когда непосредственно угрожает жизни или здоровью ребенка, орган опеки и попечительства вправе согласно статье 77 УК РФ немедленно отобрать ребенка у его родителей (или одного из них) или у других лиц, находящихся на попечении, на основании акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главы муниципального образования, если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Также согласно статьям 13 и 21 Ф

При нарушении прав и законных интересов ребенка, включая невыполнение или ненадлежащее выполнение родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию и образованию или злоупотребление родительскими правами, ребенок может обратиться за защитой в орган опеки и попечительства. С достижением возраста четырнадцати лет он имеет право обращаться в суд.

Советуем прочитать:  Руководство по возврату товаров: что нужно знать

Контроль за соблюдением прав ребенка и защита его интересов лежат на родителях.

Если родители отсутствуют или лишены прав, задача защиты возлагается на опекунов, усыновителей или, в их отсутствие или отстранении, на администрацию детского учреждения и органы опеки и попечительства.

За неисполнение родителями обязанностей по защите прав и интересов несовершеннолетних предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5.35 КоАП РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей.

Нарушение родителями или иными законными представителями прав и интересов несовершеннолетних, выражающееся в лишении права на общение с родителями или близкими родственниками, если это не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии местоположения детей или в неисполнении судебного решения о месте жительства или порядке осуществления родительских прав, также влечет административный штраф от 2000 до 3000 рублей.

Повторное совершение такого правонарушения влечет штраф от 4000 до 5000 рублей или административный арест на срок до пяти суток.

За нарушение обязанностей, приводящее к тяжким последствиям, предусмотрена уголовная ответственность.

Например, в соответствии со статьей 125 УК РФ, заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном состоянии из-за малолетства, болезни или беспомощности, влечет штраф до 80000 рублей или иной доход за период до 6 месяцев, обязательные работы до 360 часов, исправительные работы до 1 года, арест до 3 месяцев или лишение свободы до 1 года.

Также возможно ограничение или лишение родительских прав таких лиц.

Не имеют права защищать права и интересы реб

Органы и учреждения, отвечающие за профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, включают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, управления образования, социальной защиты, дел молодежи, здравоохранения, службы занятости населения, а также правоохранительные органы.

Надзор за их деятельностью и защитой прав несовершеннолетних и молодежи возлагается на прокуратуру.

Лица, работающие в организациях и граждане, которые узнали о нарушении прав ребенка или угрозе его жизни и здоровью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка.

Получив такие сведения, орган опеки и попечительства обязан предпринять меры по защите прав ребенка.

Несовершеннолетний, достигший дееспособности до 18 лет, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, включая семейно-правовые, и защищать их.

Стать дееспособным несовершеннолетний может:

  • вступив в брак до достижения совершеннолетия (п. 2 ст. 21 Гражданского кодекса РФ);
  • посредством эмансипации, то есть признания его полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору или контракту, либо занимается предпринимательской деятельностью с согласия родителей, усыновителей или попечителя (ст. 27 Гражданского кодекса РФ).

С уважением,
адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Материал статьи взят из открытых источников.

Консультативный совет СК России по делам несовершеннолетних и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Консультативный совет Следственного комитета Российской Федерации по делам несовершеннолетних и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – совет), является консультативным совещательным органом, созданным для решения вопросов обеспечения полноценного развития нес

Советуем прочитать:  Запрещена ли стоянка под знаком разбираем правила и штрафы

III. Организация и полномочия совета

5. Совет формируется на основе добровольного участия представителей государственных органов, образовательных учреждений, общественных организаций, общественных деятелей и специалистов, работающих в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, а также в области социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот. В состав совета входят председатель, заместитель председателя, секретарь и члены.

6. Состав совета утверждается Председателем Следственного комитета Российской Федерации.

7. Для выполнения своих функций совет имеет следующие полномочия:

  • организовывать комиссии и рабочие группы по основным направлениям деятельности;
  • разрабатывать предложения по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • направлять запросы и предложения в компетентные государственные органы;
  • привлекать организации и граждан к реализации мероприятий по защите прав несовершеннолетних;
  • разрабатывать предложения для федеральных и региональных органов власти по вопросам жизнеустройства детей-сирот;
  • осуществлять мониторинг исполнения законодательства;
  • взаимодействовать с другими общественными советами и организациями.
  • выполнять иные полномочия, соответствующие целям создания совета.

8. Председатель совета организует его работу, председательствует на заседаниях, координирует подготовку материалов и контролирует выполнение решений.

9. В отсутствие председателя его обязанности исполняет заместитель.

10. Заместитель председателя отвечает за организацию заседаний и информирование членов совета.

11. Частота заседаний определяется председателем или его заместителем.

12. Заседание признается правомочным при участии не менее половины членов совета.

13. Решения совета принимаются простым большинством голосов при открытом голосовании.

При равенстве голосов решающим является голос председателя или его заместителя.

14. Решения фиксируются протоколом заседания.

СОСТАВ консультативного совета Следственного комитета Российской Федерации по делам несоверш

Основные руководители и члены различных государственных организаций и учреждений Российской Федерации, включая заместителя председателя консультативного совета, представителя Следственного комитета Российской Федерации, секретаря консультативного совета, руководителя управления процессуального контроля за расследованием отдельных видов преступлений, начальника департамента по противодействию экстремизму, народного артиста, президента фонда по поиску пропавших детей, главного врача специализированного учреждения здравоохранения, ректора академии и других значимых персон, в том числе представителя организаций ветеранов следственных органов, директора общеобразовательного учреждения, а также руководителя управления воспитательной работы, заместителя руководителя федерального агентства по делам молодежи, председателя общественной организации, директора школы-интерната, директора департамента по защите прав детей, и руководителей следственных управлений в Республике Дагестан.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector